История Хотьковского Покровского монастыря. (Работа Окуловой Анны)
Страница 1 из 1
История Хотьковского Покровского монастыря. (Работа Окуловой Анны)
Почему я выбрала тему « Покровский монастырь».
Это всё моё родное,
Это где-то в глубине,
Это самое святое,
Что осталось во мне.
Это нас хранит и лечит,
Как Господня благодать.
Это то, что не купить и не отнять.
С. Трофимов
Вот уже третье поколение моей семьи живёт в нашем городе Хотьково. Здесь родились моя мама и я. Можно сказать – это мой город, который вижу каждый день. Мне нравятся тихие улочки, чистые и ухоженные переулочки, сказочно красивые заснеженные зимние пейзажи нашего города. А как весело на душе становится весной и летом, когда радует глаз нежная зелень деревьев и кустарников, разноцветье клумб! Под сень нашего гостеприимного города каждые выходные стремится множество москвичей, уставших от шумного мегаполиса и ищущих душевного отдыха вблизи святыни – Хотьковского Покровского монастыря.
В праздники я с родителями хожу в Покровский храм. Там душа очищается, там человек черпает духовные силы для своей непростой жизни.
Недостаточно человеку только магазинов, супермаркетов и увеселительных заведений, не удовлетворяется душа ничем земным и скоропреходящим. Поистине сбываются слова Священного Писания : « Не хлебом единым будет жив человек…». Люди возводят храмы Богу, в которых таинственно общаются с Ним. И не случайно лучшие памятники архитектуры – это храмы, лучшие образцы художественного искусства – фрески и иконы храма. Во всём этом выражается дух человека. Всё, что народ оставляет после себя , и что живёт века, чем восхищаются его потомки, - всё так или иначе связано с храмом. Посещая храм, обращаясь к Богу, люди становятся добрее, лучше, милосерднее.
Я всем сердцем люблю свой родной город, трепетно отношусь к его истории. Горжусь тем, что Хотьково – одно из древних русских поселений, образовавшихся вокруг Покровской обители. Покровский монастырь в Хотьково – один из древнейших в Подмосковье. Он стоит на пути в знаменитую Троице – Сергиеву лавру. Раньше это было место паломничества к гробницам святых, известных ростовских бояр Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского.
Монастырь был построен на холме, с которого открывается великолепный вид на окрестности. Подножие холма огибает живописная речка Пажа, которая, протекая через Радонеж, впадает в Ворю в районе современного села Воздвиженского.
В этом году Покровский монастырь отмечает 700 лет со дня основания.
Сегодня это культурный и духовный центр не только нашего города, но и всей нашей страны. Постепенно год за годом монастырь преображается. Благоустраивается его территория, оживают храмы. Ворота монастыря всегда гостеприимно открыты.
Наш класс принял участие в праздновании Сретения Господня в монастыре. Очень интересным был рассказ об основании монастыря, о нашем родном крае. Нам показали замечательный концерт, подготовленный силами воспитанниц монастыря, угостили булочками, испечёнными в обители, подарили книги и икону , которая называется Прибавление ума. Эта икона висит теперь в нашем классе. Мы помолились в Никольском храме, восстановление которого скоро будет завершено. Все ученики нашего класса очень серьёзно отнеслись к посещению Покровской обители.
Каждое посещение храма оставляет глубокий след в моей душе. И конечно же мне не безразлична история родного края, тесно связанная с историей Покровского монастыря. Невольно испытываешь ликование от того, что посчастливилось увидеть знаменательное событие – празднование 700летия Хотьковского Покровского монастыря. Я очень хочу написать об этом, поделившись с другими людьми своей любовью к дорогим сердцу местам, к их истории. Поэтому я взяла тему Покровского монастыря.
История Хотьковского Покровского монастыря.
Покровский монастырь был основан в 30-е годы 14-го века. В Радонеж переехали жители из Ростова, среди которых были родители Преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария.
В 14-м веке это монашеская обитель смешанного типа для проживания здесь одновременномужчин и женщин, однако, кельи одних расположены на одной стороне монастыря, других – на противоположной.
1-я четверть 15-го века. Первое упоминание о монастыре на страницах летописей и в житии Преподобного Сергия Радонежского, составленного Епифанием Премудрым.
В 17-м веке монастырь становится женской обителью.
В 1746 году монастырь отписан от Троице-Сергиевой лавры.
В 1791 году построена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи над Святыми воротами. Она служила как приходская: там совершались таинства крещения и бракосочетания. В 1722 году Пётр I своим указом, посетив монастырь, предписал ввести мастерства в женских монастырях.
В начале 19-го века обитель возглавляет игуменья Евпраксия Коротаева. При ней разворачивается строительство и процветает златошвейное дело. В продолжение своего 40-летнего настоятельства она деятельно трудилась над благоустройством монастыря при помощи благотворителей , содействовавших ей значительными пожертвованиями и вкладами . Пожертвования монастырю делаются важными персонами, среди которых царица Прасковья Фёдоровна и императрица Анна Иоанновна. К этому времени число насельниц монастыря умножилось до 280 человек.
В январе 1848 года скончалась игумения Евпраксия . "Монашествующая и белицы горько оплакивали смерть ея ". Новой настоятельницей была назначена игумения Макдалина , "начальница с сильной волею и с твердым настойчивым характером ", которая , подобно своей предшественнице, много заботилась о благоустроении монастыря . Число насельниц при ней достигло 350 -400 человек , что потребовало строительства новых больших каменных корпусов . Их строили на протяжении всей второй половины XIX века .
Большое внимание игумения Магдалина уделяла разным рукодельным ремеслам. Иконопись и золотое шитьё стали основными занятиями монахинь ещё в XVIII веке.
В 1722 году Пётр I своим указом, посетив монастырь, предписал ввести мастерства в женских монастырях.
Руками хотьковских мастериц вышиты замечательные церковные облачения: «Голгофский крест», «Несение креста», облачение на жертвенник, плащаница «Положение во гроб. В настоящее время эти шедевры хранятся в собрании Сергиево-Посадского исторического музея.
Особенно хочется отметить мастерицу-вышивальщицу Прасковью Яковлевну Шатилову. Будущая игуменья Павла была монахиней Хотьковского Покровского монастыря. Она создала такие работы, которые и по сей день являются шедеврами золотошвейного дела. Её работы уникальны. Прасковья Яковлевна выполнила шёлком и драгоценными нитями фигуры Христа на одежде на жертвенник, плащаницу, изображающую «Положение во гроб» и т.д. Её работы и сегодня удивляют своим совершенством.
Игумения Магдалина внимательно следила как за внешним , так и за внутренним благоустроением обители . При игумении были расширены земельные владения монастыря .
Она отошла к господу 15 октября 1852 года в возрасте 70-яти лет и была погребена в устроенном ею склепе при Покровском соборе.
Благотворительная деятельность Хотьковской обители была обширна и разнообразна.
В 1884 году за оградой на северной стороне было построено каменное здание церковно приходской школы для 50-60 детей из окрестных деревень .
В 1855- 1856 годах обитель собирала средства для помощи слепым .
Осенью 1812 года отряды французской армии были недалеко от монастыря, но урона ему не нанесли.
Скорбные испытания для насельниц начались в 1918 году похищением драгоценной ризы с Толгоской иконы Пресвятой Богородицы и жемчужного убруса с иконы Покрова . Грабители проникли в храм , взломали монастырские ворота и решётку на окне Покровского собора . В 1922 году монастырь был закрыт , но в храмах ещё продолжалась служба. Часть монахинь жила в нём до окончательного изгнания в1928 году , остальные разошлись по окрестным деревням .
В 1932 году был разграблен Никольский собор .
Началось разрушение монастыря .
Хотьковский историк-краевед Григорий Агеев вспоминал: «С Никольским собором что сделали? Там поселились военные и работники сельского хозяйства… Собор весь ободрали, но на сводах сохранились небольшие фрагменты росписи… Советские власти, чтобы вести какую-то религиозную пропаганду, закрашивали роспись. Её закрасят - через некоторое время она вновь проявляется. Один раз, второй, третий… Стали сбивать штукатурку.» 1.
Покровский собор был закрыт в 1933 году.
Милостию Божию не подверглись поруганию святые мощи Кирилла и Марии. Они были скрыты под спудом Покровского храма. А разрушение монастыря продолжалось.
Обитель представляла собой печальное зрелище. Не слышно стало молитвенного пения и колокольного звона.
Печальна и трогательна судьба сестёр монастыря. Вот их имена: монахиня Евпраксия (в миру Евдокия Терентьевна Лобанова), инокиня Агния (Вера Степановна Печанова) – золотошвейка, в 1931 году арестована. ( КГБ «Дело 40 монахинь»). Заключена в исправительно-трудовой лагерь в Казахстане, в 1990 году реабилитирована посмертно. Еромонахиня Ангелина(Ульяна) и инокиня Мария после изгнания проживали в Крыму. Много сестёр попало в Семипалатинск. Среди них была и мать Сергия. После ссылки она присматривала за детьми умершей племянницы, до конца дней соблюдала посты, отошла ко Господу 13.01.1975.
Духовные подвижники ощущают нерасторжимое единство церкви земной и церкви небесной. Этому мы видим подтверждение на примере истории Хотьковского Покровского монастыря.
В 1934 году снесли колокольню , " которая мешала водить трактора " , и Святой колодезь на Соборной площади . Окончательно разорили монастырское кладбище , начали разбирать на кирпичи ограду с угловыми башнями . Покровский монастырь был опустошен .
В 1960 году полуразрушенный монастырский комплекс был взят под охрану государства как архитектурный памятник республиканского значения .
В 1989 году Покровский собор был передан в ведение Московской Патриархии.
Началось возрождение древнейшей национальной святыни , возобновилась литургическая жизнь храма . Начинаются восстановительные работы.
Радуйся, святых обителей Христовых
Покров и снабдение…
Радуйся, богобоязненных иноков
и инокинь наставнице…
Акафист Пресвятой Богородице. 1992 год был знаменательным для Хотьковской обители . Связи с 600-летием со дня преставления преподобного Сергия Радонежского Архиерейский Собор Русской Православной Церкви , учитывая местное почитание родителей Сергия , причислил их к лику святых .В том же году решение Святого Синода о восстановлении монашеской жизни в древней Покровской обители ознаменовало начало нового , светлого периода её существования .
1993 год – Хотьковский Покровский монастырь полноценно функционирует, являясь оплотом православной веры Подмосковной земли.
1989 – 1999 гг. – восстановление Покровского храма.
2000 г. – при монастыре открыт приют .
2006г. – ведётся реставрация Никольского храма.
2008 г.- завершена внутренняя отделка Никольского храма.
2008 год – празднование 700-летия Хотьковского Покровского монастыря.
Это всё моё родное,
Это где-то в глубине,
Это самое святое,
Что осталось во мне.
Это нас хранит и лечит,
Как Господня благодать.
Это то, что не купить и не отнять.
С. Трофимов
Вот уже третье поколение моей семьи живёт в нашем городе Хотьково. Здесь родились моя мама и я. Можно сказать – это мой город, который вижу каждый день. Мне нравятся тихие улочки, чистые и ухоженные переулочки, сказочно красивые заснеженные зимние пейзажи нашего города. А как весело на душе становится весной и летом, когда радует глаз нежная зелень деревьев и кустарников, разноцветье клумб! Под сень нашего гостеприимного города каждые выходные стремится множество москвичей, уставших от шумного мегаполиса и ищущих душевного отдыха вблизи святыни – Хотьковского Покровского монастыря.
В праздники я с родителями хожу в Покровский храм. Там душа очищается, там человек черпает духовные силы для своей непростой жизни.
Недостаточно человеку только магазинов, супермаркетов и увеселительных заведений, не удовлетворяется душа ничем земным и скоропреходящим. Поистине сбываются слова Священного Писания : « Не хлебом единым будет жив человек…». Люди возводят храмы Богу, в которых таинственно общаются с Ним. И не случайно лучшие памятники архитектуры – это храмы, лучшие образцы художественного искусства – фрески и иконы храма. Во всём этом выражается дух человека. Всё, что народ оставляет после себя , и что живёт века, чем восхищаются его потомки, - всё так или иначе связано с храмом. Посещая храм, обращаясь к Богу, люди становятся добрее, лучше, милосерднее.
Я всем сердцем люблю свой родной город, трепетно отношусь к его истории. Горжусь тем, что Хотьково – одно из древних русских поселений, образовавшихся вокруг Покровской обители. Покровский монастырь в Хотьково – один из древнейших в Подмосковье. Он стоит на пути в знаменитую Троице – Сергиеву лавру. Раньше это было место паломничества к гробницам святых, известных ростовских бояр Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского.
Монастырь был построен на холме, с которого открывается великолепный вид на окрестности. Подножие холма огибает живописная речка Пажа, которая, протекая через Радонеж, впадает в Ворю в районе современного села Воздвиженского.
В этом году Покровский монастырь отмечает 700 лет со дня основания.
Сегодня это культурный и духовный центр не только нашего города, но и всей нашей страны. Постепенно год за годом монастырь преображается. Благоустраивается его территория, оживают храмы. Ворота монастыря всегда гостеприимно открыты.
Наш класс принял участие в праздновании Сретения Господня в монастыре. Очень интересным был рассказ об основании монастыря, о нашем родном крае. Нам показали замечательный концерт, подготовленный силами воспитанниц монастыря, угостили булочками, испечёнными в обители, подарили книги и икону , которая называется Прибавление ума. Эта икона висит теперь в нашем классе. Мы помолились в Никольском храме, восстановление которого скоро будет завершено. Все ученики нашего класса очень серьёзно отнеслись к посещению Покровской обители.
Каждое посещение храма оставляет глубокий след в моей душе. И конечно же мне не безразлична история родного края, тесно связанная с историей Покровского монастыря. Невольно испытываешь ликование от того, что посчастливилось увидеть знаменательное событие – празднование 700летия Хотьковского Покровского монастыря. Я очень хочу написать об этом, поделившись с другими людьми своей любовью к дорогим сердцу местам, к их истории. Поэтому я взяла тему Покровского монастыря.
История Хотьковского Покровского монастыря.
Покровский монастырь был основан в 30-е годы 14-го века. В Радонеж переехали жители из Ростова, среди которых были родители Преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария.
В 14-м веке это монашеская обитель смешанного типа для проживания здесь одновременномужчин и женщин, однако, кельи одних расположены на одной стороне монастыря, других – на противоположной.
1-я четверть 15-го века. Первое упоминание о монастыре на страницах летописей и в житии Преподобного Сергия Радонежского, составленного Епифанием Премудрым.
В 17-м веке монастырь становится женской обителью.
В 1746 году монастырь отписан от Троице-Сергиевой лавры.
В 1791 году построена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи над Святыми воротами. Она служила как приходская: там совершались таинства крещения и бракосочетания. В 1722 году Пётр I своим указом, посетив монастырь, предписал ввести мастерства в женских монастырях.
В начале 19-го века обитель возглавляет игуменья Евпраксия Коротаева. При ней разворачивается строительство и процветает златошвейное дело. В продолжение своего 40-летнего настоятельства она деятельно трудилась над благоустройством монастыря при помощи благотворителей , содействовавших ей значительными пожертвованиями и вкладами . Пожертвования монастырю делаются важными персонами, среди которых царица Прасковья Фёдоровна и императрица Анна Иоанновна. К этому времени число насельниц монастыря умножилось до 280 человек.
В январе 1848 года скончалась игумения Евпраксия . "Монашествующая и белицы горько оплакивали смерть ея ". Новой настоятельницей была назначена игумения Макдалина , "начальница с сильной волею и с твердым настойчивым характером ", которая , подобно своей предшественнице, много заботилась о благоустроении монастыря . Число насельниц при ней достигло 350 -400 человек , что потребовало строительства новых больших каменных корпусов . Их строили на протяжении всей второй половины XIX века .
Большое внимание игумения Магдалина уделяла разным рукодельным ремеслам. Иконопись и золотое шитьё стали основными занятиями монахинь ещё в XVIII веке.
В 1722 году Пётр I своим указом, посетив монастырь, предписал ввести мастерства в женских монастырях.
Руками хотьковских мастериц вышиты замечательные церковные облачения: «Голгофский крест», «Несение креста», облачение на жертвенник, плащаница «Положение во гроб. В настоящее время эти шедевры хранятся в собрании Сергиево-Посадского исторического музея.
Особенно хочется отметить мастерицу-вышивальщицу Прасковью Яковлевну Шатилову. Будущая игуменья Павла была монахиней Хотьковского Покровского монастыря. Она создала такие работы, которые и по сей день являются шедеврами золотошвейного дела. Её работы уникальны. Прасковья Яковлевна выполнила шёлком и драгоценными нитями фигуры Христа на одежде на жертвенник, плащаницу, изображающую «Положение во гроб» и т.д. Её работы и сегодня удивляют своим совершенством.
Игумения Магдалина внимательно следила как за внешним , так и за внутренним благоустроением обители . При игумении были расширены земельные владения монастыря .
Она отошла к господу 15 октября 1852 года в возрасте 70-яти лет и была погребена в устроенном ею склепе при Покровском соборе.
Благотворительная деятельность Хотьковской обители была обширна и разнообразна.
В 1884 году за оградой на северной стороне было построено каменное здание церковно приходской школы для 50-60 детей из окрестных деревень .
В 1855- 1856 годах обитель собирала средства для помощи слепым .
Осенью 1812 года отряды французской армии были недалеко от монастыря, но урона ему не нанесли.
Скорбные испытания для насельниц начались в 1918 году похищением драгоценной ризы с Толгоской иконы Пресвятой Богородицы и жемчужного убруса с иконы Покрова . Грабители проникли в храм , взломали монастырские ворота и решётку на окне Покровского собора . В 1922 году монастырь был закрыт , но в храмах ещё продолжалась служба. Часть монахинь жила в нём до окончательного изгнания в1928 году , остальные разошлись по окрестным деревням .
В 1932 году был разграблен Никольский собор .
Началось разрушение монастыря .
Хотьковский историк-краевед Григорий Агеев вспоминал: «С Никольским собором что сделали? Там поселились военные и работники сельского хозяйства… Собор весь ободрали, но на сводах сохранились небольшие фрагменты росписи… Советские власти, чтобы вести какую-то религиозную пропаганду, закрашивали роспись. Её закрасят - через некоторое время она вновь проявляется. Один раз, второй, третий… Стали сбивать штукатурку.» 1.
Покровский собор был закрыт в 1933 году.
Милостию Божию не подверглись поруганию святые мощи Кирилла и Марии. Они были скрыты под спудом Покровского храма. А разрушение монастыря продолжалось.
Обитель представляла собой печальное зрелище. Не слышно стало молитвенного пения и колокольного звона.
Печальна и трогательна судьба сестёр монастыря. Вот их имена: монахиня Евпраксия (в миру Евдокия Терентьевна Лобанова), инокиня Агния (Вера Степановна Печанова) – золотошвейка, в 1931 году арестована. ( КГБ «Дело 40 монахинь»). Заключена в исправительно-трудовой лагерь в Казахстане, в 1990 году реабилитирована посмертно. Еромонахиня Ангелина(Ульяна) и инокиня Мария после изгнания проживали в Крыму. Много сестёр попало в Семипалатинск. Среди них была и мать Сергия. После ссылки она присматривала за детьми умершей племянницы, до конца дней соблюдала посты, отошла ко Господу 13.01.1975.
Духовные подвижники ощущают нерасторжимое единство церкви земной и церкви небесной. Этому мы видим подтверждение на примере истории Хотьковского Покровского монастыря.
В 1934 году снесли колокольню , " которая мешала водить трактора " , и Святой колодезь на Соборной площади . Окончательно разорили монастырское кладбище , начали разбирать на кирпичи ограду с угловыми башнями . Покровский монастырь был опустошен .
В 1960 году полуразрушенный монастырский комплекс был взят под охрану государства как архитектурный памятник республиканского значения .
В 1989 году Покровский собор был передан в ведение Московской Патриархии.
Началось возрождение древнейшей национальной святыни , возобновилась литургическая жизнь храма . Начинаются восстановительные работы.
Радуйся, святых обителей Христовых
Покров и снабдение…
Радуйся, богобоязненных иноков
и инокинь наставнице…
Акафист Пресвятой Богородице. 1992 год был знаменательным для Хотьковской обители . Связи с 600-летием со дня преставления преподобного Сергия Радонежского Архиерейский Собор Русской Православной Церкви , учитывая местное почитание родителей Сергия , причислил их к лику святых .В том же году решение Святого Синода о восстановлении монашеской жизни в древней Покровской обители ознаменовало начало нового , светлого периода её существования .
1993 год – Хотьковский Покровский монастырь полноценно функционирует, являясь оплотом православной веры Подмосковной земли.
1989 – 1999 гг. – восстановление Покровского храма.
2000 г. – при монастыре открыт приют .
2006г. – ведётся реставрация Никольского храма.
2008 г.- завершена внутренняя отделка Никольского храма.
2008 год – празднование 700-летия Хотьковского Покровского монастыря.
Марина Владимировна- Учитель года | Классный руководитель 11 "Б" класса | Учитель русского языка и литературы
- Сообщения : 32
Баллы : 94
Дата регистрации : 2011-10-12
Откуда : Хотьково
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|